Дорожная карта и её основные компоненты для внедрения BI-системы

Представляем вам дорожную карту для внедрения системы Power BI

Дорожная карта и её основные компоненты для внедрения BI-системы

Внедрение BI-систем пока является относительно новым направлением в подходах к работе с данными.

Основная цель внедрения BI-систем — обеспечение быстрого доступа к данным, их хранение и анализ для информационной поддержки принятия управленческих решений. Эффективность использования такой системы зависит от целей внедрения, количества отделов, бизнес-процессов и организации подходов к работе с данными в компании.

Сейчас активно разрабатываются новые подходы работы с данными и новые инструменты, и пока не сформированы четкие критерии для всех компаний. Каждая организация сама формирует свои требования и подходы. Однако на рынке сформировались определенные практики, которые можно использовать и внедрять в свои отделы аналитики.

Далее представлена дорожая карта по внедрению BI-системы, включающая в себя серию стратегических подходов и шагов: от внедрения технологий до организации людей и процессов в компании. Дорожная карта структурирована и описана в виде компонентов, которые участвуют в создании и внедрении системы.

Компоненты, участвующие при создании BI-системы в организации:

 

Взаимосвязи в диаграмме можно обобщить в следующем виде:

Далее описаны представленные компоненты, где показаны разные подходы, стратегии и рекомендации по созданию или улучшению культуры данных в организации. 

1. Культура данных

Культура данных представляет собой модели поведения в организации, которые способствуют принятию решений, основанных на данных.

Создание культуры данных связано с внедрением BI-систем и часто является ключевым аспектом цифровой трансформации в организации.

На создание культуры данных непосредственно влияют те сотрудники, которым необходимо видеть информацию, основанную на фактических данных. Так как первоначальная мотивация для создания культуры данных часто исходит из конкретной стратегической бизнес-проблемы или инициативы. Это может быть какое-то внутреннее изменение в организации (начало нового направления бизнеса или расширение на новые рынки), либо влияние внешних изменений (необходимость устранения неэффективности и излишеств во время экономического спада и др.).

В любой из этих ситуаций часто есть конкретная область, где развитие культуры данных берет свое начало. Когда необходимые изменения будут внесены в эту область, они могут быть постепенно масштабированы и адаптированы для остальной части организации, тем самым формируя глобальную культуру данных в компании, где решения основаны на наличии четкой информации по конкретным вопросам бизнеса.

Действия, которые рекомендуется предпринять, если вы хотите развить вашу культуру данных:

2. Исполнительный спонсор

Исполнительный спонсор — это сотрудник, обладающий авторитетом в организации. Он выступает за формирование культуры данных и внедрение BI-систем. Это могут быть руководители бизнес-подразделений, директор по данным (Chief Data Officer), директор по аналитике (Head of Analytics) и др.

Исполнительный спонсор должен быть вовлечен, информирован и доступен для помощи в таких действиях, как:

Таким сотрудником может выступать один человек или несколько. Возможны также разные подходы в назначении такой роли: исполнительный спонсор может быть назначен Генеральным директором компании или Топ-руководителем; либо исполнительный спонсор может сам вырасти в компании (например, в случае, когда его бизнес-подразделение эффективно реализовало BI-инструмент внутри, и компания готова масштабировать этот опыт на другие отделы). 

Список действий, которые вы можете предпринять, чтобы создать или укрепить исполнительную поддержку:

3. Управление и владение BI-решением

Существует три основных стратегии управления BI-решением.

Маловероятно, что вся организация будет работать исключительно по одной стратегии. Например, одна команда может использовать несколько стратегий, если она одновременно является пользователем корпоративного BI-решения и создателем собственного (self-service BI). Выбор стратегии зависит от требований к решению и отчётам, навыков сотрудников, уровня сложности разработки и др.

Список ключевых действий, которые вы можете предпринять, чтобы улучшить свой подход к управлению и владению BI-решением:

Наименование Описание
  Self-service BI под руководством бизнеса / Business-led self-service BI
  • Решение полностью принадлежит и управляется сотрудниками в рамках конкретного бизнес-подразделения. При такой стратегии сотрудники из IT-команд не участвуют в создании и поддержке решения.
  • Является хорошей стратегией для разработки персональных и командных BI-решений. 

Self-service BI /

Managed self-service BI
  • Комбинированная стратегия, где архитектура решения и данные управляются централизованной выделенной командой (IT-команда, BI-команда, внешний подрядчик и др.), а ответственность за создание отчётов лежит на бизнес-подразделении.
  • Отчёты строятся на данных, которые заранее подготавливаются техническими командами, что сокращает возможные проблемы в получении и правильном преобразовании данных, но дает меньше свободы в каких-то частных запросах бизнес-подразделения, так как при добавлении новых данных необходимо обращаться в централизованную команду.
  Корпоративный BI / Enterprise BI
  • Решение (отчёты, данные и др.) полностью создается и управляется централизованной командой (IT-команда, BI-команда, внешние подрядчики и др.).
  • Стратегия подходит, когда управление решением и прямой доступ к данным должны быть ограничены числом людей, данные являются конфиденциальными, в компании есть выделенная экспертная команда для закрытия всех вопросов, связанных с внедрением и созданием отчётов.

Маловероятно, что вся организация будет работать исключительно по одной стратегии. Например, одна команда может использовать несколько стратегий, если она одновременно является пользователем корпоративного BI-решения и создателем собственного (self-service BI). Выбор стратегии зависит от требований к решению и отчётам, навыков сотрудников, уровня сложности разработки и др.

Список ключевых действий, которые вы можете предпринять, чтобы улучшить свой подход к управлению и владению BI-решением:

4. Масштаб использования BI-решения

На масштаб использования влияет количество людей, которые будут просматривать отчёты. Для удобства было выделено четыре стратегии использования BI-решений: 

Наименование группы Описание

Персональный BI

  • Отчёты предназначены для анализа и использования одним человеком: его создателем (т.е. отчётами пользуется только один сотрудник).  
  • Цель создания отчётов – исследование и анализ данных. Передача отчётов другим сотрудникам не осуществляется.
  • Создавать отчёты может любой сотрудник организации, не обязательно наличие аналитика данных или разработчика.
  • Содержание отчёта может быть экспериментальным доказательством какой-либо концепции, которая может превратиться, а может и не превратиться в дальнейший проект.
  Групповой (командный) BI
  • Отчёты создаются, управляются и просматриваются группой коллег, которые тесно сотрудничают друг с другом.
  • Отчёты часто распространяются среди команды неформально (по сравнению с корпоративной аналитикой или аналитикой бизнес-подразделения). Формальная передача отчётов может выполняться наблюдателями отчётов, но обычно это второстепенный приоритет.
  • Отчёты не обязательно должны иметь сложную структуру; функциональность и доступ к информации — вот что важнее всего.
  BI для бизнес-подразделения 
  • Отчёты передаются сотрудникам бизнес-подразделений. Распространение отчётов среди большего числа пользователей является приоритетом.
  • Количество пользователей, которые просматривают отчёты, гораздо больше по сравнению с количеством создателей отчётов.
  • Отчёты являются более сложными, ожидается более долгий процесс подготовки данных и более качественное моделирование данных.
  • Возникают потребности в управлении изменениями и управлении жизненным циклом, чтобы обеспечить стабильность выпуска и единую функциональность для пользователей.
  Корпоративный BI
  • Отчёты создает и управляет централизованная команда экспертов (команда разработки, команда аналитики и др.). Они публикуют отчёты для других пользователей.
  • Количество пользователей, которым доступен просмотр отчетов, значительно больше количества создателей отчётов.
  • Содержание отчётов является конфиденциальным.
  • Существуют процессы для сбора требований, определения приоритетов и планирования новых проектов или усовершенствований существующих отчётов.
  • Может существовать интеграция с другой архитектурой данных корпоративного уровня.

Выбранная стратегия масштаба влияет на распространение отчётов, совместное использование, безопасность и защиту информации, а также уровень управления (например, требований к управлению изменениями, поддержки или документации), степени наставничества и поддержки пользователей. Это также влияет на решения пользователей о лицензировании.

5. Управление и администрирование системы

Управление системой включает в себя ежедневное администрирование для поддержки внутренних процессов, инструментов и людей. В управление системой входит принятие руководящих принципов и политик для поддержки BI-решения, а также поддержка внутренних процессов и систем.

Основные действия, которые вы можете предпринять для управления системой:

6. Менторство и поддержка

Сотрудникам и разработчикам BI-решения важно достичь максимальной эффективности при внедрении решения в организации – в условиях всех требований и ограничений, которые были установлены в процессе внедрения. Для достижения этого важно иметь менторство и помощь сотрудникам. Это могут быть встречи в рабочее время для обсуждения каких-либо конкретных тем/вопросов, проекты совместной разработки, обзоры лучших практик, создание централизованного портала, к которому имеют доступ сотрудники.

Действия, которые вы можете предпринять для организации или улучшения менторства и поддержки сотрудников:

7. Практикующее сообщество

Практикующее сообщество включает в себя группу людей с общими интересами, которые взаимодействуют и помогают друг другу на добровольной основе. Активное сообщество является показателем здоровой культуры данных в компании. Важно понимать, что в таких сообществах есть наиболее активные люди (обычно около 10-20% от всех) – которые больше интересуются темой и готовы детально в нее углубляться – они являются экспертами и как правило, более активными участниками такого практикующего сообщества. Такие люди очень важны для здоровой культуры данных, т.к. они могут значительно продвинуть усилия по внедрению.

Основные шаги, которые вы можете предпринять для создания, развития и поддержки активных сотрудников и развития практикующего сообщества:

Шаги, которые вы можете предпринять для улучшения обмена знаниями между сотрудниками:

Соображения и основные действия, которые вы можете предпринять для внедрения стимулов:

Соображения и основные действия, которые вы можете предпринять для улучшения коммуникаций:

Источник: Официальный сайт Microsoft